23 мая 1992 года в Лиссабоне украинской стороной был подписан протокол к Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известный как Договор СНВ-1, или же СТАРТ-1. Согласно этому документу наша страна уже больше не рассматривалась лишь как некая территория, на которой должны быть сокращены определенные виды вооружений, а была признана равноправным субъектом Договора. Тернистый путь вступления СНВ-1 в законную силу завершился два с половиной года спустя, после того как Белоруссия, Казахстан, Россия, США и Украина обменялись верительными грамотами, подтверждающими выполнение сторонами ранее достигнутых договоренностей. Вскоре за этим решилась судьба стратегических вооружений, дислоцированных на территории Белоруссии и Казахстана: все они были переданы под юрисдикцию Москвы, а затем либо вывезены в Российскую Федерацию, либо ликвидированы на местах.
Недавно премьер-министр Тимошенко заявила, что «мы будем развивать свой ядерно-топливный цикл в тех пределах, которые позволяют международные обязательства Украины». Если следовать этим обязательствам, то ядерного оружия нам не видать никогда. В принципе, из Договора о нераспространении, сославшись на чрезвычайные обстоятельства и предупредив за три месяца мировое сообщество, можно выйти когда угодно. Но за 40 лет действия Договора (он был принят 1 июля 1968 г.) из него вышла только Северная Корея. Однако государству, живущему в условиях полного чучхе, не страшны эмбарго и клеймо страны-изгоя. Украине же, стремящейся интегрироваться в ЕС, есть что терять. Так что отбросим политическую составляющую вопроса и рассмотрим, насколько создание Украиной ядерного оружия возможно технически.
Одним из удачно инсталлированных в массовое сознание мифов является миф о якобы «уникальном» событии в истории человечества — «добровольном ядерном разоружении Украины». Даже, казалось бы, критически мыслящие люди стали его жертвами. Свои ложные выводы они делают, исходя из непреложных фактов: к моменту распада Советского Союза на территории УССР был размещен третий по мощи ядерный арсенал мира — после арсенала США и той части советского арсенала, что была дислоцирована в РСФСР. После обретения Украиной независимости все ядерные боеголовки (примерно 1,5 тыс. стратегических и 2,5 тыс. оперативно-тактических) были вывезены в Россию, последняя — в августе 1996 года. Главный итог — на территории Украины не осталось ни ядерного оружия, ни средств его доставки. На основании чего вновь и вновь повторяется утверждение, набившее оскомину еще со времен Кравчука: «Впервые в истории человечества государство добровольно отказалось от обладания ядерным оружием». Для убедительности часто добавляют, будто бы и мировая общественность это отметила...
Распад Союза, окончание «холодной войны», разоруженческие ветры, провозглашение независимой Украиной безъядерного статуса — все это в корне изменило и судьбы ракетчиков, и судьбы ракет. Теперь военные заняты непривычным для себя делом — они уничтожают свое оружие. Причем делается это на американские деньги — благодаря инициативным сенаторам Сэму Нанну и Ричарду Лугару, решившим, что лучшим вкладом Америки в национальную безопасность будет финансирование ядерного разоружения бывших советских республик. В соответствии с международными договоренностями Украина уже избавилась от всех 130 жидкостных ракет СС-18. Теперь — очередь за «Скальпелями». Но сегодня копья ломаются вокруг проблемы — где хранить, где и как уничтожать СС-24? Складывается впечатление, что американские деньги для этих целей как яблоко раздора для украинских исполнителей.
В каком-то фильме недавно показали взрыв ядерного боеприпаса, его всепожирающее огненное пекло, сметающую на своем пути машины и многоэтажные дома ударную волну, пронзающий вокруг все живое поток невидимых лучей радиации. Какая страшная и немыслимая силища создана человеческим гением для самоуничтожения! Сегодня просто трудно самому поверить, что пятнадцать лет этого атомного джина, сидящего в закупоренном сосуде, я держал собственными руками, не единожды монтировал в механизм головной части, доставлял на стартовую позицию, участвовал в стыковке к баллистической ракете, стоящей на боевом дежурстве.
Изучив ракетную технику, разрабатывающуюся в институте: ракеты Р–1, Р–2 и Р–5 (С.П.Королева), работавших на жидком кислороде, зенитную ракету Р–101 (Е.В.Синельщиков – ракета, А.М.Исаев – двигатель), летные испытания которой состоялись в 1949–50 годах на ГЦП, а также ракету Р–11 (М.П.Мишин – ракета, А.М.Исаев – двигатель), летные испытания которой прошли в 1953–55 годах на ГЦП, работавших на высококипящих компонентах топлива, М.К.Янгель приходит к выводу о большей приемлемости высококипящих КРТ для ракет боевого назначения. Этот вывод основывался на сравнении степени боевой готовности ракет на низких и высококипящих КРТ и на анализе условий их боевого применения. Видимо это обстоятельство, а также необходимость иметь в стране второе, перспективное ракетное КБ боевых ракет и сыграло роль в назначении М.К.Янгеля в июле 1954 года Главным конструктором ОКБ–586 (с 1966 года ОКБ “Южное”), развернутого на базе СКБ Днепропетровского ракетного завода, созданного в 1951 году для серийного производства ракет Р-1 и Р-2 ОКБ Королева.
"В штаб 43-й Ракетной армии ворвалась вооруженная группа в масках... Так решался вопрос об уплате налогов". Столь драматическим подзаголовком сопровождался скандальный материал журналиста "Сегодня" Валентина Ковальского, опубликованный 21 августа. Повествовалось в нем о якобы превышении своих полномочий налоговыми органами, следуя версии автора, поставившими под удар реализацию Комплексной программы поэтапного сокращения и ликвидации боевых ракетных комплексов в Украине. Впору было удивиться действиям налоговиков, посмевших замахнуться на святая-святых - межгосударственные соглашения, заключенные между Министерствами обороны США и Украины, а также американскими и нашими компаниями.
Чуть больше 60 лет назад в Советском Союзе в срочном порядке создавалась сверхсекретная организация под кодовым названием «Спецпроект по проблеме №1».Это сегодня мы знаем, что проблемой под первым номером на то время было создание атомного оружия. А создавалась эта организация сразу же после того, как в августе 1945 года американцы сбросили две атомных бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Спешность создания «Спецпроекта по проблеме №1» была обусловлена еще и тем, что на стол Сталина легло сообщение разведки о якобы планируемом США начале войны против СССР под кодовым названием «Дропшот» в 1950-1951 годах с применением атомного оружия. Вот тогда и завертелся маховик по созданию «спецпроекта».
12-е Главное управление Министерства обороны (ГУМО) было основано в соответствии с приказом Mинистра обороны Российской Федерации от 2 сентября 1993 г. № 68 «Об установлении даты образования 12го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации». Однако история 12го ГУМО начинается с 4 сентября 1947 г. – с даты образования Специального отдела Генерального штаба – первого структурного подразделения в вооруженных силах, созданного в целях реализации советского атомного проекта, поэтому 2007 г. стал юбилейной 60й годовщиной управления. К работам по созданию атомной бомбы были привлечены два ведомства – военное и атомной промышленности. Задачей Специального отдела Генерального штаба были подготовка и проведение испытаний атомной бомбы. Основным итогом его деятельности явилось создание в короткие сроки Семипалатинского ядерного полигона, на ко тором 29 августа 1949 г. было осуществлено первое ядерное испытание в СССР, поло жившее конец ядерной монополии США.
Сегодня нет единодушного мнения, насколько необходимо было доставлять на территорию Кубы ракеты с ядерными боезарядами. Время от времени стоит вопрос: что это - геополитическая закономерность или авантюризм, который объясняется особенностями характера лидера высшего политического руководства Советского Союза? Основной недостаток оценки проблемы состоит не в освещении событий второй половины 1962 года относительно Карибского региона, связанных с Кубинской революцией и столкновеньем интересов двух политических систем, а в ограниченности методологии их оценки, которая базируется на постулатах определения основного противоречия эпохи, как противоречия между лагерем капитализма и социализма. Безусловно, такое противоречие существовало и носило антагонистический характер.