Духовная жемчужина Лубенской земли — уже много веков возвышается над живописной Сулой, маня к себе все новых искателей даров небесных. Сердца паломников раскрываются здесь навстречу чему-то несказанному, непостижимо высокому и давно желанному. Мир иной стучится в души людей тишиной и радостью, которые в суете будней, увы, нам недоступны.
Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X–XI вв. Потому, говорят, места эти благодатные, намоленные.
Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой.
Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии.
Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны.
Один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Пётра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Расположена в живописном урочище между холмами, в глубине огромного лесопарка, "посеянного" в XVIII в. на голой земле и потому названного Голосеевским. На месте пустыни стоял некогда хутор Киево-Печерской Лавры. В первой пол. XVII в. Петр Могила, митрополит Киевский и одновременно лаврский настоятель, пленившись красотой окрестностей хутора, развел здесь сад, построил дом для себя и церковь во имя причтенного к лику святых соотечественника - молдаванина Иоанна Сочавского. Так возник скит, ставший со временем летней резиденцией митрополитов Киевских, настоятельствовавших в Лавре.
Зверинецкие пещеры. Расположены в районе Зверинца. Относятся к 10 в. В них размещался пещерный монастырь, разрушенный в 1096–97 половцами. 3. п. в 80-х гг. 19 в. открыл украинск. художник Д. Зайченко. Со временем они изучались археологами А. Д. Эртелем и И. М. Каманиным (1914). Внутренним устройством сходны с пещерами Киево-Печерской лавры. Неподалёку от входа в пещеры обнаружена небольшая келья, слева от неё — прямой подземный коридор (длугой около 20 м) с 40 нишами-усыпальницами. Здесь же расположена пещерная церковь. В пещерах найдены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа, остатки войлочной и кожаной обуви, керамики и проч. На стенах сохранились многочисленные древне-русские, надписи. Во время археологических раскопок в пещерах найдены человеческие скелеты в неестественных позах, свидетельствующие, вероятно, о какой-то трагедии.
О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно. То видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды — «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 г.), есть рассказ о том, что, проезжая из Китаевской пустыни в Лавру, его бычок остановился на Зверинецкой горе, как вкопанный. «Быть здесь великой святой обители», — изрек тогда преподобный Феофил.
Благословенное Богом место являет собою Китаево. Приближаясь к нему, хочется остановиться на достаточном расстоянии, чтобы охватить взглядом вначале весь былинный пейзаж целиком, и лишь затем, вдоволь налюбовавшись, приблизиться ко всему увиденному. …Череда холмов, густо поросших деревьями, отражается в зеркальных прудах филигранным рисунком. На одном из склонов едва виднеется среди ветвей деревянная часовенка, построенная над входом в древние монашеские пещеры. Созвучно пейзажу, устремляются к небу купола церквей и колокольни Китаевской пустыни. Духовным источником, питавшим многих христианских подвижников, было, и, молитвами их, остается сегодня Китаево.
Уже сто лет почти существует Феофания. За эти годы она, с Божьей помощью, благопопеченем преосвященных настоятелей Киево-Михайловского монастыря, усердием старцев иноков Вонифатия и Иринарха, великих тружеников во благо и для славы святой обители, украсилась храмами Божьими, вполне благоустроилась внутри и совне, заселилась Христолюбцами, привлекла многое множество богомольцев и из монастырей Киевских стала особенно любезна иночествующим сосредоточенно-уединенной, строго подвижнической жизнью своих насельников. Видимо, Господь избрал место сие в жилище Свое и в селение славы Своей. Уповательно, что промышление Божье вовеки пребудет с сею святою обителею.