Pioneer Club
Pioneer Club
Пятница, 22.11.2024, 14:48 | RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
 
 

Гость | | | 3.15.228.171 | 

Навигация

Altitel

Мнение
Я бы посетил
Всего ответов: 1050

Случайное фото

Главная » Статьи » Материалы » Украина православная

Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь.
Китаево или как его еще именовали «Киевский Афон» (на ряду с Голосеевской и Преображенскими пустынями), с одной стороны всемирно известная православная святыня, о которой знают далеко за пределами «Киевской Руси», а с другой стороны до сих пор хранящее под пластами времен множество удивительных исторических загадок и неожиданностей.

Какие только великолепные эпитеты не используют, дабы передать свое впечатление от знакомства с историей Киевского Афона. И это не случайно, ведь его история уходит глубоко корнями в эпоху бронзы. Здесь было одно из древних поселений славян…

Привлекает современных историков и материал известного археолога А.Д. Эртеля, уверенно выдвигавшего гипотезу (теорию) о происхождении Киева именно с этого места, и в дальнейшем и принятии самого названия местности от Китаев – Куив – Киев.

«Китаево» от тюркского Китай (крепость) – древнейший военный форпост языческих славян, располагавшийся на подступах к будущему Киеву. Нужно отметить, что форпостом Пересечен в духовном смысле снова ее можно назвать на все исторические времена.
 
Археологические изыскания в урочище, начатые еще во второй половине ХIХ века, привели исследователей к выводу о значительной роли Китаевского городища в истории Древней Руси. К этому подводит и географическое положение пункта – на пересечении торговых путей, рядом с рекой, на южной окраине Киева, первой встречавшей нападавших печенегов, половцев. Многие историки (начиная с первого ректора Киевского университета М.А. Максимовича) считают, что здесь был древнерусский город-крепость Пересечин (Пересечна). Этот город, расположенный южнее Киева, дважды упомянут в летописи: под 1154 годом, когда князья Ростислав и Святослав собирали в Пересечине свои дружины для совместного похода против половцев, угрожавших Переяславу, и под 1161 годом, когда за пленение сына князя Ростислава в "Пересеченский погреб” были посажены пойманные новгородцы. А увлеченный красотой и тайнами урочища, член Киевского общества охраны памятников А.Д.Эртель, отводил городищу в Китаево роль именно того пункта, который назван в летописи "Куява”, и обычно связывается с Киевом. Киев, по версии Эртеля, возник позднее Китаево. Китаево же, утратившее свое значение, передало его Киеву вместе со своим именем. Это могло быть связано, в частности, с тем, что древнее поселение Китаевского урочища находилось южнее Киева и раньше сталкивалось с нападавшими степняками. Постоянное буферное положение, естественно, истощало ресурсы и могло привести к упадку Китаево. Учитывая то, что последнее несравнимо меньше изучалось, чем центр Древнего Киева, здесь рано делать окончательные выводы. Археологами исследована лишь четвертая часть курганов; Китаевские пещеры, при неослабевающем интересе к ним, становились только объектами "разведок” – в основном, визуальных наблюдений. Таким образом, относимые к ранней истории Китаево даты достаточно приблизительны. И утверждать можно лишь то, что события здесь разворачивались не позднее указанных столетий, но насколько раньше, пока неизвестно. Если Китаевское городище после монголо-татарского нашествия ХIII века было разорено и заброшено, то посад у подножия холма не прекращал своего существования.

После принятия христианства печерские холмы становятся в т.ч. первыми поселениями монашествующих отшельников, а после разграбления и разрушения Киева татаро-монгольскими полчищами, Китаево, одно из мест приютившее их долгие года спасавшихся от захватчиков монахов.

Китаево – загородная резиденция первого как его называют некоронованного царя – благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Сей святой муж благословил своей грамотой передать земельные владения Китаева в дар Киево-Печерскому монастырю (позднее Лавре) из любви к Богу и Пречистой Его Матери. Тот, который со своим отцом князем Юрием Долгоруким основал множество русских городов (в т.ч. Москву), просвещению Белоруссии и положил многие труды на объединение славян во всех сферах жизни.

В XVII веке после объединения России и Украины преподобные отцы Киево-Печерской Лавры благословляют трудами князя Голицына поставить первый престол в честь прп. Сергия Радонежского игумена земли Русской, объединителя славян, возродившего истинный смысл монашества принесенного на Святую Русь еще преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

Преподобный Сергий был реформатором (возродителем) духовного делания отцев Печерских. Никто (?) из учеников преподобных Антония и Феодосия Печерских не принес таких плодов по насаждению и расцвету монашеских обителей в духе их духовных воззрений как сей игумен земли русской.

Не случайно в дальнейшем после постройки на месте первой деревянной церкви прп. Сергия Радонежского Свято-Троицкой каменной церкви обитель именуется так же, как бы символизируя соборность и единство славы веры православной.

Оптина пустынь известна своими старцами, но исторически доказано, что Китаево на 100 лет раньше получило расцвет старчества. Среди них прп. Досифея, прп. Паисий и др.

Прийдя в Киев в поисках воли Божией о себе Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) нигде не мог найти ответа на мучивших поиск ответа как спастись, и только в Китаево в пещере прп. Досифееем Матерь Божия призывает благословением старца на монашеский подвиг в Саров. Сама императрица Елизавета Петровна проделала подвижнический путь, дабы увидеть прп. Досифею и благословиться у нее. И как гласит предание именно после этой беседы прекращаются притеснения в отношении монашествующих в государстве Российском.

Иеросхимонаха Феофила Христа ради юродивый по благодати, дарованной Господом иногда приравнивают к святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Император Николай I посетив Киев лишь здесь в Китаево получил пророчество от преподобного о своей кончине.

Так в исторических документах с конца XVIII – начала XIX вв. эту местность начинают именовать «Киевским Афоном»… Она постоянно была удалена рельефно от Киева (12 верст), что лучший способ добраться пароходом по Днепру. Да и само сочетание реки, озер, пещерных ходов и полей невольно наводило воспоминание о святой Горе Афонской. В путеводителях того времени местность сия именуется также «жемчужиной Киевской околицы».

Как некогда греческая Гора Афон промыслом Божиим превратилась во 2-й удел Богородицы во Вселенной, или ее еще называют «цветник Божией Матери». Так и нечто подобное происходило и с Китай горой. Место, где исторически существовал древний языческий фортем),стион), стал духовным форпостом (монашеской общины) в невидимой брани.

Кладбище – происходит от слова Клад (сокровище), ибо там погребены тела усопших христиан, вместилище душ человеческих освященных покаянными молитвами. Несомненно, в духовном смысле Китаево это клад, ибо исторически место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, которые после окончания своим земных трудов погребены в Китаевской пустыни. И теперь кто бывает в монастыре фактически ходит по местам исторических захоронений.
 
Последним форпостом (цитаделью) Киево-Печерской Лавры стала Китаевская пустынь (часть «Киевского Афона») в 20-х годах XX столетия в период наступления богоборческого режима. Здесь заканчивалась история Царской Лавры с ее последним наместником архимандритом Ермогеном, ставшим и последним наместником Китаевской пустыни. Пройдет немало времени и в 70-х годах XX века именно здесь он найдет свое вечное упокоение на Преображенском кладбище пустыни уже в сане Архиепископа.

Старей Феофил (Рассоха) схиархимандрит, 1-й наместник возрожденной Китаевской пустыни (1928-1996 гг.) известный как всероссийский исповедник включен в реестр имен великих русских старцев. Продолжил историческую череду старцев «Киевского Афона», погребен на территории монастыря возле Свято-Троицкого храма.

Удивительное и противоречивое это место «Китаево» и в начале тысячелетия продолжающего поражать своей необычностью. Здесь на «Афон-горе» (Китай-горе) поставлен престол в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы на месте благословения прп. Серафима Саровского на монашество и первый престольный праздник приходится 8 января 2000 года. Как благодарность св. града Киева Богоматери за то, что она послужила орудием воплощения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Историческое предание гласит, что подобное название престола когда-то носила известная Десятинная церковь в Киеве.
 
Форпост на все времена – незримой строкой проходит и в наше время, когда и в начале третьего тысячелетия здесь в Киевском Афоне происходит противостояние монахов и сатанинского ордена масонов тамплиеров решивших обосноваться в одном из зданий обители исторически (ранее) принадлежавшем монастырю. История ставшая достоянием во всем православном мире.

Но милость Божия неизреченна и Пречистая Богородица пока хранит свой омофор над своим Киевским Афоном, так же как до сих пор хранит множество пока еще не раскрытых тайн это удивительное место именуемое «Украинская оптина», «Жемчужина Киевской околицы», «Пересечен», «Древний форпост славян», света славянского единства, кладбище (сокровище) монашествующих и т.д.
 
После закрытия Лавры в конце 1920-х годов Китаевская пустынь стала пристанищем для братии, избравшей своим настоятелем архимандрита Ермогена – сына известного ученого, историка Церкви, Степана Тимофеевича Голубева. Формально монастырь в стенах Лавры просуществовал до 1929 году, но фактически его жизнь прекратилась уже в 1924 году, когда органам советской власти удалось спровоцировать раскол среди братии, и часть ее перешла в так называемую "Живую Церковь”. Это новое образование было в глазах некоторых монахов допустимым компромиссом с государственными структурами, способное выжить в условиях богоборчества. Но трагическое заблуждение вскоре стало очевидным для тех, кто примкнул к обновленческой церкви. Те же, кто сразу понял ее противоестественную суть, ушли в Китаевскую пустынь для соблюдения старых традиций. Китаево стало последним оплотом Лавры. Снова, в который раз проявилась благодатность этого места. Свято-Троицкий храм окрестные жители взяли под свою опеку, оформив его, по требованию властей, как приходской, и благодаря этому богослужения здесь не прекращались еще долгое время. Сюда потянулись глубоко верующие, часто молодые люди, видевшие единственный путь спасения в монастыре, и настоятель Ермоген, преисполненный энтузиазма построить истинный монастырь, в лучших традициях иночества, вселял в них твердую веру в правильности выбора. Как писал об этом проф. Никодимов "…тяга в монашество среди интеллигентных людей проявилась с особой силой в годы испытаний, гонений на Лавру. Так, когда Лавра была объявлена закрытой и монахи собрались вокруг своего настоятеля архимандрита Гермогена в Китаевской пустыни, поступали прошения о постриге со стороны врачей или юристов. Эти интеллигентные, убежденные люди готовы были идти на страдания и смерть ради христианской веры”. Так и случилось, что после ареста в 1931 году их настоятеля, о. Ермогена, многим из братии монастыря довелось пройти подобные суровые испытания. По сфабрикованному доносу вместе с архимандритом Ермогеном были арестованы 28 священнослужителей и прихожан. Все они были осуждены на различные сроки лишения свободы.
 
Часть зданий Китаевской пустыни отобрали уже в 1921 году. Здесь разместили приют для "дефективных детей”. Обращает на себя внимание тот факт, что при Китаевской пустыни уже существовал, открытый на средства Лавры, приют для детей-сирот воинов, павших на поле брани в войну 1914-1916 годов. Братия всячески опекала их, стремясь уберечь юные неокрепшие души. После прихода новой власти, этих детей вряд ли куда-то переместили. Во всяком случае, документы об этом ничего не сообщают. Скорее всего, на базе монастырского приюта и была открыта упомянутая "колония дефективных детей”. Только вот братия, обогревшая несчастных сирот, часто страдавших неизлечимыми болезнями, вряд ли бы осмелилась назвать их "дефективными”.

В 1930 году вся территория Китаевской пустыни была передана Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (в 1954 году переименованному в Украинский научно-исследовательский институт садоводства). А в 1933 году обитель вовсе закрыли.

Вторая мировая война превратила древнее урочище в крепость на подступах к Киеву. Здесь, с 8 августа 1941 года проходили кровопролитные оборонительные бои. Линию обороны в Китаево держала 147-я стрелковая дивизия под командованием подполковника С.К.Потехина.

После войны о восстановлении пустыни речи не шло.

В 1960-1970-х годах вплотную к ней, на месте древнего посада, стали строить многоэтажные дома. Территория бывшей Китаевской пустыни с монастырскими сооружениями была распределена между различными советскими организациями: ЛПХ "Конча-Заспа”, ГУПК по пчеловодству Госагропрома УССР и УкрНИИ садоводства Госагропрома УССР. В 1985 году возникла идея построить здесь стадион, а живописные холмы Китаево превратить в горнолыжные трассы. Но обществу охраны памятников истории и культуры тогда удалось воспрепятствовать этим планам на основании того, что Китаевский археологический комплекс получил статус охраняемого государством памятника старины "республиканского значения” еще в 1965 году (постановлением Совета Министров УССР № 711 от 21 июля).
 
Китаевские пещеры:
 
Рукотворные пещеры в Китаевском урочище могли появиться в дохристианские времена, служа жильем и убежищем древним людям, и судить об их первоначальной планировке не представляется возможным. Некоторые исследователи связывают возникновение пещер с городищем и предполагают, что защитники цитадели могли использовать подземные лабиринты в качестве потайного выхода к посаду. Современные археологические находки в пещерах датируются ХVII веком, то есть тем временем, когда у подножия горы, в районе посада был построен новый лаврский скит в Китаево. Там появились деревянные кельи, церковь. Тогда же, скорее всего, расширили и благоустроили пещеры. Как известно, в ХVII-XVIII веках изменялись конфигурация, общий вид лаврских пещер, и в пустыни, административно подчинявшейся Лавре, могли быть проведены подобные работы. Во время этой и последующих перестроек исчезали следы раннего этапа истории пещерного монастыря.

В начале ХХ века А.Д.Эртель, делясь результатами своих изысканий, утверждал о глубокой древности китаевских пещер. В частности, он упоминал об обнаруженных там древнерусских граффити, не сохранившихся до наших дней. К сожалению, дневники и планы, составленные Эртелем, утеряны, но определенная информация содержится в его докладе Киевскому обществу охраны памятников старины и искусства, в газетных заметках, публиковавшихся в годы проведения раскопок. Период обитания иноков в китаевских пещерах, утверждал Эртель, охватил значительное время с ХI до ХVII веков, то есть даже после монголо-татарского нашествия они не опустели, а, напротив, служили достаточно надежным прибежищем для лаврских монахов. Что же касается возраста пещер, то, как и современные исследователи, Эртель допускал, что они могли быть ровесниками городища, а, может быть, и старше его; "…иноки же, появившиеся у нас сравнительно в позднейшее время, найдя готовыми "пещеры”, какие являются почти неизбежным спутником и принадлежностью древне-иноческого "подвизания”, лишь приспособляли их применительно к своему обиходу”.
 
В каталоге антропогенных (обитаемых человеком) пещер города Киева, составленном современным археологом Т.А.Бобровским, пещерный комплекс Китаево (№ 116 каталога) датируется Х-ХІІІ веками. Уже в 1914 году, как пишет исследователь, было известно, что подземные сооружения китаевских пещер – кельи, ниши, коридоры, расположены в два яруса, соединенные между собой. В 1990 году для предотвращения обвала вход на главную (магистральную) улицу лабиринтов был несколько расширен и закреплен бетонными конструкциями – работы курировал тогда Музей истории Киева. Сотрудниками этого музея, Т.А.Бобровским и М.М.Стрихарем, в 1991-1993 годах были проведены археологические исследования уцелевших участков китаевских пещер. Установлено, что общая протяженность магистральной галереи составляет около 100 метров. Высота ее коридоров, с циркульными (округлыми) сводами – 1,7-1,9 метров, ширина – 0,8-1,2 метров. Размеры подземных келий – от 2-х до 5-ти метров в длину, и около 2-х метров – в ширину. В них, вдоль стен, имеются характерные выступы из той же лессовой породы грунта, в котором вырыты пещеры (лесс – горная порода светло-желтого цвета, глиновидный песчаник). Большей частью – это лежанки, на которых могли спать монахи-пещерники. В кельях устроены так же полукруглые неглубокие ниши для икон, свечей и лампад.
 
Святыни:
Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого - в Свято-Троицком приходском храме. Мощи прп. Досифеи - под спудом, у северной стены сего храма.
 
Настоятель:
архим. Прохор (Костюченко).
 
Престольный праздник:  
День Святой Троицы.
 
Монастырские храмы:
храм Двенадцати Апостолов (пам. 30 июня/13 июля); храм прп. Серафима Саровского (пам. 2/15 янв. и 19 июля/1 авг.); пещерный храм прп. Досифеи Киевской.
 
Адрес:
03045, Киев, ул. Китаевская, 15
Проезд авт. N 20 от ст. метро "Лыбедская" до ост. "Ул. Китаевская", а также любым авт., следующим к ост. "Корчеватое-1" от ст. метро "Выдубичи".
 
Планы пещер:
 
 
План монастыря:
 
 
Фотографии:
 
 
Категория: Украина православная | Добавил: Happy_Pioneer (23.05.2010) | Автор: Евгений Кузнецов E
Просмотров: 3995 | Теги: Китаево, храм, Украина, Церковь, мужской монастырь, Пещеры, Киев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Узнайте Украину
Travel to Ukraine

Facebook
Pioneer Club

Продвигайте также свою страницу

Погода

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Pioneer Club 2009-2024 Используются технологии uCoz