Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой надводного старта Р-13 для подводных лодок был предназначен для нанесения мощных ядерных ударов по военно-стратегическим, административно-политическим и экономическим центрам противника и в то время имел стратегическое значение.
Разработка и создание
Постановлением СМ СССР от 25 июля 1955 г. предусматривалась разработка океанской подводной лодки проекта 629, вооруженной ракетным комплексом Д-2 с ракетой Р-13, разработанной с учетом особенностей эксплуатации на подводной лодке, а также имеющей повышенные тактико-технические характеристики. По-существу этим Постановлением ставилась задача создания первого боевого ракетного комплекса с баллистическими ракетами, предназначенного специально для вооружения ПЛ пр.629 и первой атомной подводной лодки проекта 658. Тактико-техническое задание на разработку комплекса Д-2 было утверждено 11 января 1956 г.
Работа над эскизным проектом начата в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, а затем передана в Миасское КБ машиностроения (главный конструктор - В.П.Макеев). Стартовая установка СМ-60 для комплекса Д-2 разработана в ЦКБ-34 (КБСМ) под руководством главного конструктора КБ-1 Е.Г.Рудяка, приборы контроля разрабатывались НИИ-49. При разработке СМ-60, в соответствии с предложением С.П.Королева, была предусмотрена возможность использования и ракеты Р-11ФМ. Возможно, это предложение С.П.Королева было связано с тем, что в случае задержки в отработке ракеты Р-13, первые ПЛ пр.629 могут быть сданы с ракетами Р-11ФМ. Несмотря на то, что это требовало от КБ-1 разработки отдельного пускового устройства для Р-11ФМ, это предложение было принято. КБ-1 разработало комплект устройств (пусковой стол, пусковое устройство, узлы механизма аварийного сброса) для ракеты Р-11ФМ. ОКБ-1 НИИ-88 в ракету Р-11ФМ также внесло некоторые изменения (копиры для раскрытия замков и др.), обеспечивающие раскрытие замков пускового устройства и разброс стоек ходом ракеты.
При заводских испытаниях СМ-60, а также при развернутом серийном изготовлении в 1957-58 г.г. и монтаже первых установок на ПЛ пр.629 комплектация проводилась двумя пусковыми устройствами: для ракет Р-13 и Р-11 ФМ. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-13 в Капустином Яре проводились на стенде СМ-49, после его оснащения пусковыми устройствами и др. узлами, необходимыми для обеспечения пуска этих ракет. К окончанию монтажа первых ПЛ пр.629 ЛКИ ракеты Р-13 завершились и на всех ПЛ устанавливались пусковые устройства только для ракеты Р-13.
В 1960 г. ракетный комплекс Д-2 был принят на вооружение ДЭПЛ проекта 629 (гл.конструктор Н.Н. Исанин), а затем - АПЛ проекта 658 (гл.конструктор С.Н. Ковалев). Серийное производство ракет развернуто на Златоустовском машиностроительном заводе в 1959 г.
Ракета Р-13 (как и ее предшественица ракета Р-11ФМ комплекса Д-1) могла быть запущена только из надводного положения, что значительно снижало боевую эффективность новых подводных лодок. И даже большая унификация конструкции с Р-5М, что удешевляло производство, в данном случае не играла заметной положительной роли. Советская ракета Р-13 по всем основным показателям уступала созданной несколько раньше американской БРПЛ "Рolaris" А-1. Поэтому следующим логически обоснованным и необходимым шагом стало освоение подводного старта. Данная проблема была решена в опытно-конструкторской разработке комплекса Д-4 с ракетой Р-21, начатой в 1959 г.
Ракеты Р-13 состояли на вооружении дизельных подводных лодок проекта 629А и атомной - проекта 658 до 1973 года. В 1963-1967гг. семь из восьми построенных ПЛ проекта 658 с ракетными комплексами Д-2 были переоборудованы в ПЛ проекта 658М с ракетными комплексами Д-4. В 1969 г. началось переоборудование последней, восьмой ПЛ пр. 658 с ракетным комплексом Д-2 в ПЛ проекта 701 для испытаний ракет Р-29. К 1979 г. все ПЛ пр.629 с ракетными комплексами Д-2 выведены из боевого состава флота.
В конце 1959 года КБ-1 подготовило техническую документацию установки СМ-60 для передачи ее КНР.
Ракета Р-13
Р-13 - одноступенчатая ракета надводного старта с ЖРД на хранимом высококипящем топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива - самовоспламеняющиеся, окислитель - раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 - смесь ксилидина и триэтиламина. Для повышения безопасности бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего - в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Емкости горючего ракет размещались вне прочного корпуса подводной лодки — в ограждении рубки. Ракеты могли находиться в шахтах в заправленном состоянии до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Ракетный комплекс обслуживали 10 человек.
Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25.7т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Маршевый двигатель разработан в КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева. Комплекс наземного оборудования разработан в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова.
Система управления - инерциальная, разработана в свердловском ОКБ-626 (НПО автоматики) под руководством главного конструктора Николая Семихатова, предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.
Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.
Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов. Первая ракета могла стартовать через 4 минуты после всплытия, а не через 15, как у Р-11ФМ.
Механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60, имели оригинальные технические решения. К числу таких устройств относились:
• цепной подъемник с цепями толкающего типа и электрогидравлическим приводом подъема стола;
• пусковое устройство с механизмом автоматического разброса и сведения стоек этого устройства;
• система амортизации и крепления ракеты по-походному;
• устройство аварийного сброса неисправной ракеты за борт.
Стартовый комплекс Д-2
В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки. шахта со специальными системами относилась к корабельным устройствам (вентиляция, система затопления и осушения шахт, крышка шахты).
Для улучшения условий эксплуатации комплекса на ПЛ использована фиксированная установка ракеты на штыри пускового стола, исключающая выверку ракеты по вертикали и азимуту после ее погрузки на пусковой стол. Механизм подъема стола выполнен с двумя цепями толкающего типа с направляющими для цепей внутри шахты. Подъем стола производился до жестких упоров. При подходе к жестким упорам, автоматически включались гидротормоза привода подъема, обеспечивалось поджатие стола к упорам и надежное удержание его при качке и старте ракеты. Стол подъемника представлял сварно-литую конструкцию из двух тонкостенных отливок. На столе размещался поворотный стол с приводом для наведения ракеты по азимуту. На поворотном столе размещался пусковой стол, пусковое устройство, механизм разброса и сведения стоек и устройство аварийного сброса ракеты за борт. Вес подъемно-поворотного стола с устройствами, размешенными на нем и ракетой Р-13, составлял 33т. Высота подъема стола - 12м. Мощность электродвигателя привода подъема - 110КВт.
Пусковое устройство корсетного типа имело четыре стойки с захватами, образующими верхний пояс, удерживающий ракету до старта. Схема пускового устройства с четырьмя стойками обеспечивала его одинаковую жесткость на качке при любом положении поворотного стола по азимуту и надежность расхождения ракеты с верхними захватами при старте. При старте ракеты и подъеме ее на 120мм с помощью копиров, расположенных на ее корпусе, происходило принудительное раскрытие замков пускового устройства и автоматический разброс стоек на угол 60° под действием мощного пружинного механизма. Для торможения стоек, в конце их откидывания в механизме разброса стоек были предусмотрены гидравлические тормоза. Сведение стоек после старта производилось автоматически двумя гидроцилиндрами при опускании стола в шахту с использованием направляющих для цепей подъемника как копиров.
Вертикальность ракеты обеспечивалась выверенной горизонтальной плоскостью пускового стола. Исходное положение по азимуту обеспечивалось фиксирующими штырями пускового стола. Аварийный сброс ракеты обеспечивался для ПЛ пр.629 в условиях постоянного крена до 8° и амплитуды боковой качки до 5°. При этом поворотный стол устанавливался в положение «сброс», при котором ракета сбрасывалась на правый борт. Для сброса ракеты на пусковом столе имелась рамка, а в поворотном столе размещались два пневматических цилиндра, которые разворачивали рамку, в результате чего ракета, за счет момента от собственного веса, падала за борт.
Стартовая установка СМ-60 в составе комплекса Д-2 находилась на вооружении ВМФ в течение 12 лет. За это время отказов в пуске ракеты Р-13, по причине неисправностей механизмов и устройств установки СМ-60, не было. За время эксплуатации комплекса каких-либо замечаний по конструкции установки СМ-60 ее надежности и безопасности с флотов и управления ВМФ не поступало.
Технические характеристики
Параметр |
Р-13 |
DIA |
SS-N-4 |
Код NATO |
Sark |
Bilateral |
Р-13 |
Service |
Р-13 |
OKB/Industry |
8К63 |
Разработчик |
Миасское КБ машиностроения |
Гл. конструктор - Академик В.К. Макеев |
Производитель |
Златоустовский машиностроительный завод |
Начало разработки |
25 августа 1955 года |
Разработка и испытания |
1959-1960 гг. |
Первый испытательный запуск |
|
Дата начала производства |
1959 |
Постановка на боевое дежурство |
13 октября 1961 года |
Тип головной части |
Моноблочная, ядерная, отделяемая |
Боеголовок |
1 |
Мощность боевых блоков (Мт): |
1 |
Вес боевых блоков (кг): |
1600 |
Число ступеней |
1 |
Система управления |
Инерциальная |
Длина полная (м) |
11,835 |
Диаметр ракеты без стабилизаторов (м) |
1,3 |
Диаметр ракеты со стабилизаторами (м) |
1,9 |
Вес незаправленной ракеты (т) |
|
Стартовая масса (т) |
13,745 |
Дальность (км) |
600 |
Предельное отклонение (км) |
КВО 4 |
Тип пусковой установки |
Д-2 надводный старт |
Фотографии