Pioneer Club
Pioneer Club
Пятница, 19.04.2024, 19:28 | RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
 
 

Гость | | | 3.141.35.60 | 

Навигация

Altitel

Мнение
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Случайное фото

Главная » Статьи » База знаний » Ракетная техника

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36 [SS-9 "Skarp"].
Постановлением Правительства Советского Союза от 12 мая 1962 года конструкторскому бюро академика М.К. Янгеля было поручено создать ракету "тяжелого" класса, способную доставить к цели сверхмощный термоядерный заряд. Новая ракета второго поколения Р-36 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. Именно Р-36 (известная на Западе как SS-9) стала одной из главных причин начала переговоров по ограничению стратегических наступательных вооружений (американцев шокировала сама мысль о том, что одна ракета Р-36 может стереть с лица земли такой город как Нью-Йорк).
 
Разработка и создание.
 
Разработка нового стратегического ракетного комплекса Р-36 с ракетой тяжёлого класса, способной нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО противника была начата в СССР 12 мая 1962. Постановлением Правительства Советского Союза конструкторскому бюро «Южное» было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36, оснащённый ракетой второго поколения 8К67. При проектировании использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и технологии. Изначально разработка велась в двух вариантах: с комбинированной системой управления с каналом радиокоррекции и с чисто инерциальной системой управления. Но в ходе лётных испытаний от комбинированной СУ отказались, т.к. инерциальная СУ обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развёртывание комплекса.
 
В декабре 1967 года, практически сразу после завершения испытаний ракеты 8К67 КБ «Южное» приступило к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ) 8К67П. Разработка новой ракеты велось в очень сжатые сроки, поскольку в это же время в США велась разработка РГЧ для ракеты «Minuteman». Новая разделяющаяся головная часть состояла из трёх боевых блоков мощностью по 2,3 Мт и комплекса средств преодоления ПРО. Разведение боевых блоков осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работающем двигателе второй ступени ракеты. Конструкция РГЧ не обеспечивала индивидуального наведения каждого из трёх блоков по отдельной цели. Прицелить можно было один из блоков либо центр их группирования. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повышало боевую эффективность такой ракеты по сравнению с моноблочной примерно в 2 раза.


Р-36
 
Ракета.

Двухступенчатая ракета выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней.
 
Первая ступень обеспечивала разгон ракеты и была оснащена маршевым двигателем РД-251, состоявшим из трёх двухкамерных модулей РД-250. Маршевый ЖРД имел тягу на земле 274 т. Также на первой ступени был установлен четырёхкамерный рулевой двигатель РД-68М с поворотными камерами сгорания. В хвостовом отсеке были установлены четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, запускающиеся при разделении первой и второй ступеней.

Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы. Она была оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырёхкамерным рулевым двигателем РД-69М. Эти двигатели имели высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Для отделения головной части на второй ступени также были установлены тормозные пороховые двигатели.
 
ЖРД ракеты работали на высококипящем двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. В качестве горючего использовался несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя — азотный тетраоксид (АТ). Наддув всех баков осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. Применённые конструкторские решения обеспечили высокую степень герметичности топливных систем, что позволило удовлетворить требования по семилетнему хранению ракеты в заправленном состоянии.
 
Ракета оснащалась моноблочной головной частью с наиболее мощными из испытанных к тому времени боевыми зарядами мощностью 8 Мт или 20 Мт. В хвостовом отсеке второй ступени были установлены контейнеры со средствами для эффективного преодоления системы ПРО противника.

Система защиты состоит из специальных устройств, которые отстреливаются из контейнеров пиропатронами в момент отделения головной части и создают в районе боеголовки мишени ложных целей. Сочетание мощного заряда с высокой на то время точностью попадания (КВО — 1300 метров) и надёжным комплексом средств преодоления системы ПРО гарантировало выполнение боевой задачи.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.Однако, в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались поскольку инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.

Одной из серьезных проблем, решенных при разработке и отработке этой ракеты, была проблема обеспечения высокой степени герметичности топливных систем с целью выполнения требования по семилетнему хранению в заправленном состоянии.

Характерной особенностью автономной СУ ракеты являлось то, что с целью повышения боеготовности ракеты предусматривался форсированный разгон гироскопов гироблоков и гироинтеграторов путем подачи на гиромоторы повышенного напряжения электропитания. СУ разработана ОКБ-692, а командные приборы СУ разработаны НИИ-944.

На обеих ступенях ракеты устанавливались системы одновременного опорожнения баков, уменьшающие гарантийные запасы и остатки компонентов топлива. Наполнение баков компонентами топлива контролировалось системой контроля уровней. На ракете устанавливались также системы: аварийного подрыва для ликвидации ГЧ при отклонениях параметров движения ракеты на АУТ сверх допустимых, дистанционного контроля загазованности отсеков ракеты парами компонентов топлива, предохранения баков от вакуума и избыточного давления. Для разделения ступеней и отделения ГЧ на I и II ступенях устанавливались тормозные пороховые двигатели.
На ракете 8К67 были внедрены следующие новые технические решения:

разработаны и применены две моноблочные ГЧ с наиболее мощными из испытанных к тому времени боевыми зарядами и комплекс средств противодействия системе ПРО вероятного противника;



разработана автономная СУ, обеспечивающая автоматическую дистанционную предстартовую подготовку к пуску и пуск ракеты из ШПУ с последующим (после выхода ракеты из шахты) наведением ракеты на цель по азимуту разворотом в плоскость стрельбы (исключен поворотный пусковой стол на старте), высокие по сравнению с предыдущими ракетами боеготовность и точность стрельбы;

применен новый более энергетически эффективный окислитель — азотный тетроксид;

на II ступени компоненты топлива размещены в едином топливном отсеке, разделенном на полости окислителя и горючего промежуточным днищем (впервые реализован принцип плотной компоновки отсеков ракеты);

в конструкции топливных баков применены прессованные химфрезерованные панели и пустотелые шпангоуты, изготавливаемые из прессованных профилей, что позволило значительно снизить вес отсеков и упростить технологию их изготовления;

в полости горючего II ступени исключена тоннельная труба, а магистраль окислителя изготовлена из цельнопрессованной трубы с приваренными к ней спиральными сильфонами;

применен «горячий» наддув топливных баков с помощью специальных газогенераторов, работающих на основных компонентах топлива, отбираемых из системы питания рулевых двигателей ступеней;

для исключения периода невесомости запуск маршевого двигателя II ступени производится при заранее запущенном в работу рулевом двигателе этой ступени;

обеспечены повышенные эксплуатационные качества ракеты в заправленном топливом состоянии посредством ампулизации конструкции ракеты и ее топливной системы;

обеспечена повышенная неуязвимость ракет на старте за счет рассредоточения пусковых установок.
Основным отличием ракеты 8К67П от ракеты 8К67 является оснащение ее новым типом головной части — разделяющейся ГЧ 8Ф676 в составе трех ББ 8Ф677 мощностью по 2,3Мт и КСП ПРО. Основным силовым узлом РГЧ являлась платформа, устанавливаемая на штатный приборный отсек ракеты. Для крепления ББ на платформе и последующего их разведения использовались установочные кольца с каретками, опирающимися на направляющие платформы. Разведение ББ осуществлялось «скатыванием» их по наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени ракеты. Для уменьшения аэродинамического сопротивления на АУТ боевые блоки устанавливались с наклоном к продольной оси ракеты на 11°, а на вершины ББ устанавливался обтекатель в виде трехконусного наконечника.

Установка РГЧ на ракету потребовала доработки бортовой СУ в части обеспечения электросвязи СУ с РГЧ. Конструкция РГЧ не обеспечивала индивидуального наведения каждого из трех блоков по отдельной цели. Прицелить можно было один из блоков либо центр их группирования. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8КВ7 в ~ 2 раза.
 
Пусковая установка.
 
Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки (ШПУ), сам старт — газодинамический с запуском двигателя первой ступени непосредственно в пусковой установке. Ракета стартует с пускового стола, установленного в ШПУ. Старт ракеты из шахтной ПУ — газодинамический с запуском ДУ I ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивалось бугелями, закрепленными на I ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались.

Пусковой стол — неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения. Газовый поток от работающей ДУ I ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводящие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.
 
В состав ракетного комплекса входило шесть рассредоточенных стартовых позиций, на каждой из которых размещались одиночные ШПУ. Около одной из них размещался командный пункт (КП), связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Комплекс предусматривал меры защиты от поражающих факторов ядерного взрыва: уровень защищённости от ударной волны составлял для ШПУ 2 кгс/см2, для КП — 10 кгс/см2. Пусковая установка перекрывалась сверху специальным защитным устройством сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты.

В каждой ШПУ размещались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических систем, обеспечивавшие дистанционный контроль технического состояния систем ракеты и проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты. Подготовка к пуску и сам пуск могли быть проведены как дистанционно — с КП, так и автономно — с каждой стартовой позиции. Время подготовки и проведение пуска Р-36 составляло 5 минут.

Состав и структура нового БРК 8К67П остались такими же, как и у БРК с ракетами 8К67. Для наземной эксплуатации РГЧ потребовалась доработка наземного проверочного пускового оборудования и технической позиции РК в части строительства корпуса сборки РГЧ, создания изотермического транспортного агрегата для перевозки РГЧ.

Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от — 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.

Эксплуатация.

За весь период проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Первые три пуска ракеты проводились со стартового стола открытой стартовой позиции, последующие — из ШПУ. Пуск первой лётной ракеты не состоялся из-за возгорания ракеты на стартовом столе по причине неправильно спроектированных газоотводящих каналов стартового стола.

Отработка БРК с ракетами 8К67П с РГЧ также проводилась на 5 НИИП. Первый пуск экспериментальной РГЧ — август 1968 г., ещё 4 успешных экспериментальных пуска — до конца 1968 г. СЛИ усовершенствованной штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски в район «Акватория».

28 сентября 1963 года состоялся первый пуск, который завершился неудачно. В ходе первой серии испытаний ракету постиг ряд неудач — из 10 первых пусков 7 завершились неудачей. Первые три пуска ракеты проводились со стартового стола открытой стартовой позиции, последующие — из ШПУ. Пуск первой летной ракеты не состоялся из-за возгорания ракеты на стартовом столе по причине неправильно спроектированных газоотводящих каналов стартового стола. Но постепенно конструкторам удалось устранить все недостатки и уже в конце мая 1966 года был завершён весь цикл испытаний, в течение которого было проведено 85 пусков, из них — 14 отказов. 21 июля 1967 ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в посёлке Ужур-4 началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.

Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения в 1978.

Отработка БРК с ракетами 8К67П с РГЧ также проводилась на 5 НИИП. Первый пуск экспериментальной РГЧ — август 1968 г., еще 4 успешных экспериментальных пуска — до конца 1968 г. СЛИ усовершенствованной штатной РГЧ 8Ф676 с ББ 8Ф677 начались в 1969 г. и завершились в 1970 г., включая пуски в район «Акватория».

Ракета 8К67П с разделяющейся головной частью в составе комплекса Р-36 была принята на вооружение в 1970, постановка на боевое дежурство началась в 1971.

Комплекс Р-36 с ракетой 8К67П был снят с вооружения в 1979.
 
Категория: Ракетная техника | Добавил: Happy_Pioneer (24.01.2010)
Просмотров: 4037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Узнайте Украину
Travel to Ukraine

Facebook
Pioneer Club

Продвигайте также свою страницу

Погода

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Pioneer Club 2009-2024 Используются технологии uCoz