Театр таинственный.
Киевский Зеленый Театр - печерская крепость, 12-го века, старинное сооружение, напоминающее античный театр. Место мистическое, поныне до конца не изучен. Историй о мистических происшествиях в этом месте – множество. Именно по этому загадочные развалины Зеленого театра уже несколько десятилетий привлекают к себе диггеров, исследователей паранормальных явлений и просто романтиков, любящих необычные места. Изучая историю этого места, сложно не поверить, что над ним действительно висит некое проклятие… Зелёный театр - это не только красивейшее место Киева, которое, кстати, любил посещать Булгаков, но и кое-что еще... Дело в том, что сие живописное место на склонах Днепра, издавна пользующееся нехорошей славой наряду с Аскольдовой могилой и Лысой горой, считается одной из главных достопримечательностей мистического Киева. Слухи про призраков, замурованых людей, Хозяина места, переходы между мирами, Предвечном... Иногда они подтверждались. Театр горел, в него регулярно били молнии (хотя это далеко не самая высокая точка), происходили загадочные смерти и непонятые явления. Потом руины театра облюбовали сатанисты.
Но кроме тех непонятных явлений на самом месте, Зеленый Театр хранит и другие тайны. Под землей... Это место из-за его расположения наряду с Лаврой было и остается центром подземных коммуникаций со времен основания Киева и до нашего времени. Известно, что стены Зеленого театра когда-то строились как подпорные на месте засыпанного оврага, находившегося между нынешней "Арсенальной" и Мариинским дворцом. Но, кроме утилитарной, они имели еще и военную функцию. Это своеобразное фортификационное сооружение, которому хоть и не довелось ни разу участвовать в битве, зато внутри стен остались ходы и помещения для его небольшого гарнизона. Двери причудливого готического стиля и ныне привлекают к себе любопытных. По непровереным данным, эта конструкция была изначально заложена в 1161 году и имеет 9 уровней, уходящих глубоко под землю. В крепостном валу, занемаемы ныне "зеленым театром", когда-то располагался женский монастырь. Он вычеркнут из религиозной истории Провославной церкви навечно за распутво и блуд, коими одержимы были его монахини. "Принося в подоле", монашки спускались в самый низ пещер, где умерщвляли ублюдков (незаконнорожденный на старорусском), а также вызывали себе выкидыши и досрочные роды. Все эти плоды греха закапывались тутже. Когда Мать настоятельница узнала о происходящем, силами монахов из соседней лавры, монахини были согнаны вглубь подземелий, и сожжены живьем. С тех пор "Зеленый театр", а правильнее место под ним и вокруг - проклято. Легенда? Сказка? Два человека ушедшие "вниз" под стену вернулись через несколько часов полностью седыми (включая между ног). О произошедшем они ничего никогда не рассказали, но один попал "на Фрунзе", а второй ушел в монастырь.
Театр реальный.
В середине XIX века, в ходе укрепления Печерской крепости, Провалье (так в старину называлась местность, на которой расположены развалины Зеленого театра) было решено перекрыть двумя подпорными стенами, стилизированными под крепостные сооружения. По сути, именно эта постройка и стала рождением «Зеленки» в таком виде, в каком мы ее можем видеть сегодня. Верхняя подпорная стена не имела военного значения, хотя и была построена добротно, в лучших традициях фортификационной инженерной науки. Нижняя стена – близнец верхней. В плане военном, она закрывала проходы к Цепному мосту и охраняла Подольские Никольские ворота. Через обе стены проходил подземный ход, соединявший арсенальские мастерские и водокачку на берегу Днепра. В этих подземельях были проложены чугунные водопроводные трубы.
В первой половине XX века не было предпринято никаких попыток рационально использовать эти гигантские инженерные сооружения. В послевоенные годы галерею водоснабжения использовали киевские преступники, скрывая в ней трупы ограбленных ими доверчивых гостей столицы. Скорее всего, тогда это место и начало приобретать дурную славу...
В 1949 году власти предприняли попытку изменить ситуацию к лучшему. Этот год стал переломным в истории Провалья и первым в летоисчислении Зеленого театра. Построенный здесь немецкими военнопленными театр стал местом, где старшее поколение пересмотрело почти все трофейные кинофильмы. Самые просвещенные киевляне любили этот оригинальный кинозал еще и за возможность смотреть фильмы бесплатно, проникая на сеансы через подземелья, по старой канализации и дренажной системе. В мае сюда стали приводить пионеров на концерты камерной музыки. Возможно, после Шопена, взбираясь в темноте по поросшему деревьями и кустарником склону, дети и придумывали большинство легенд? Хотя, тогдашние пионеры признаются, что жилищем Гитлера (который, судя по всему в советские времена заменил Дьявола) в их компании считался не Зеленый театр, а Аскольдова могила. К сожалению, 20 лет спустя театр сгорел. Пожар случился ночью от удара молнии при очень странных обстоятельствах…
Зеленый театр, переживший пожар и вновь восстановленный в 1978-80 годах, так и не вернул себе былую славу. Постепенно разваливаясь и разграбляясь он все больше походил на декорацию к фильму Андрея Тарковского "Сталкер". Кстати, детективный фильм «Тупик», режиссер Кохан действительно снял в Зеленом театре.
В 2000-м году началась еще одна реконструкция Зеленого театра. На этот раз здесь решили построить площадку для летних дискотек. До сих пор она функционирует, исправно принося своим создателям доход, но… Оправдает ли на этот раз свою «славу» зловещее Провалье? Поживем – увидим.
Театр легендарный.
Все вышеизложенное – это просто исторические факты. Но любая история обрастает множеством легенд и мифов которые творят другую историю, параллельную. И именно эта параллельная история Зеленого театра привлекает к себе всех тех «туристов» которые приходят сюда вновь и вновь.
По городу бродят слухи о тайнах и легендах «Зеленки». Источником их были чаще всего всевозможные молодежные неформальные объединения (от сатанистов и хиппи, дигеров и металлистов) которые, собирались здесь и при помощи нехитрых средств входили в состояние, когда можно увидеть все что угодно - от летающих тарелок до египетских пирамид. Немало легенд, появившихся в два последних десятилетия, повествовало о начинавшихся в районе Зеленки подземных ходах до Чернигова, о спрятанных там несметных сокровищах или о таинственных порталах в другое измерение, где бесследно исчезают люди и откуда периодически появляются жуткие призраки.
Как-то вечером милицейский патруль бродил по набережной. А там ведь много входов в эти-самые подземелья. И вот они услышали какой-то странный крик из лаза неподалеку. В надежде поймать очередного бомжа доблестные стражи порядка помчались на шум - и ворвались в подземелье. В глубине мелькнуло то, что издало этот самый крик. Hаши бравые ребята, с казенными фонариками наперевес бросились в погоню! Hо не тут-то было. Преследуемый объект как-будто испарился, а патруль заблудился. И серъезно. Сколько они там блуждали и что видели - об этом история умалчивает. Известно что блуждали долго, и видели что-то жуткое. Во всяком случае успели расстрелять весь боезапас неизвестно по кому... По рации связаться ни с кем не удалось - может потому, что под землей, а может еще почему-то. Когда они наконец выбрались на поверхность, один из компании обнаружил, что потерял в подземелье портмане, в котором была фотография его сына. Сын почему-то после этого случая заболел и через год оставил этот мир, несмотря на все старания медиков. Папа решил, что это из-за фотографии, и застрелился воспользовавшись штатным оружием.
А еще поговаривают, что руины Зеленого театра умеют «говорить»: в полночь из подземелий слышен странный гул и явственно всплывает многократно повторенный выкрик: «Ура!». Подобное явление носит название «родосское чудо» и действительно существует и даже изучается ученными. Киевские исследователи предполагают что выкрик «Ура!» Зеленого театра – это законсервированные в подземельях звуки битвы, проходившей под Киевом в XV-XVII веках.
Не так давно в театр в очередной раз нагрянула гопота. Но в количестве двух штук. Неформалов было больше. Странно, почему гопоте тут же не вломили смачных 3.14здюлей (история об этом умалчивает), но после недолгой словесной перебранки и пары стаканчиков водки все уже были друзьями до гроба и своими в доску. Так как гопота была тут впервые, решено было показать все местные достопримечательности, включая и галерею в верхей (средней) стене. То ли гопники попались черезчур смелые (что для них не характерно, когда их мало), то ли водка сделала свое дело... Вобщем, бравые стриженые ребята везде рвались первыми и старались быть впереди всех. И на винтовой лестнице тоже. Обзор на этой лестнице сильно ограничен, так что что было дальше - никто не знает. Когда ребята почти дошли до верха - раздался жутчайший вопль, после чего два тела с огромными от страха глазами кубарем покатились вниз, сметая всех и вся на своем пути. Не смогли они успокоиться ни через час, ни через два... а потом просто исчези из виду.
Есть у этого места и тайны истории. Так, до сих пор не найдено ни одного документального свидетельства, которое могло бы объяснить наличие на небольшом участке стены многочисленных старых пулевых отверстий, при том что крепость, частью которой и были первые две стены театра так и не принимала участия в боях. Может быть это связано с какими-то человеческими трагедиями, о которых еще не знают историки?
Кроме того, многие экстрасенсы и биоэнергетики утверждают, что под Зеленым театром есть подземные катакомбы, глубиной в 9 подземных «этажей», которые были заложены еще в 1161 году. По их словам эти ходы, наряду с Киево-Печерской Лаврой, были и остаются центром подземных коммуникаций с времен основания Киева и до нашего времени. Судя по всему, основанием для этих легенд стала система дренажных шахтовых систем, входов в которые в окрестностях «Зеленки» множество. Также, существует мнение, что на Зеленый театр наложено «заклятие огня» из-за которого отстраивать его руины не имеет смысла - сгорят. Кроме того считается, что под сценой театра, в глубоком провале затаился мистический Хозяин – дух в стиле гоголевского Вия. При входе на территорию «Зеленки», старожилами Зеленого театра настоятельно рекомендуется мысленно с ним поздороваться. Многие постоянные посетители Провалья утверждают, что видели Хозяина, а некоторым даже удалось с ним пообщаться…
Хозяин.
Самой главной фигурой мифологии Зеленого театра – воплощением Абсолютного Зла - является Хозяин. Говорили, что этот человек, в тот момент, когда Зеленый театр был полностью заброшен в начале XIX века жил здесь. И там же нашел свою смерть. При жизни он занимался черной магией. Выглядеть он может по-разному, но зачастую это человек среднего роста в плаще или другой подобной одежде, с капюшоном, который закрывает лицо. Войдя в Театр, мысленно поздоровайтесь с Хозяином...
Существует одна из основных легенд театра, о том что в 1956 г. милиционер, делая обход Зеленого театра, увидел, что на сцене стоит человек в сером макинтоше и шляпе. Милиционер крикнул незнакомцу, что б тот поднялся наверх и объяснился. Реакции не последовало. Он решил спуститься вниз и выяснить в чем дело. Уже внизу вопрос к незнакомцу был повторен с настойчивой просьбой предъявить документы. Безрезультатно. Незнакомец стоял к нему спиной и даже не шевелился. Тогда он попросил поднять руки, что б одеть на него наручники. Незнакомец отреагировал весьма быстро: развернулся и вытянул руки. Но каково же было удивление мента, когда металлические наручники просто прошли сквозь руки незнакомца и упали на землю. После этого мент попал в дурку.
Комната Сатаны.
Любимым местом всех неформалов была «комната сатаны». В то время сатанизм, дьяволопоклоничество было очень популярным. Вход в комнату был здесь прямо по центру верхней стены «Зелени». Там всегда было жутко холодно, даже летом, в жару, было прохладно. Представь себе: темно, горят свечки, все в черной копоти, на стенах надписи «Avе satanas», пентаграммы и перевернутые кресты. Ходили слухи, что там приносили человеческие жертвоприношения.
История гласит, что как-то в «комнате сатаны» справляли день рождение подростки лет 15-17. Было куплено намеренно большое количество всеми любимого крепкого «Портвейна». Компания досидела до ночи, и вдруг у одной девочки начался приступ. Приступ истерики, страха. Ее начинает колбасить, кидать во все стороны. Она указывает пальцем куда-то в темноту, крича: «Это он! Это он! Не отдавайте меня ему!» Ей сначала не поверили, подумали, что алкоголь дал свое. Но когда у девчонки вдруг пошла пена со рта, стало понятно, что это вовсе не шутки. Она хваталась за сердце, все кричала… и вдруг теряет сознание. Испугавшись, ребята быстро схватили девушку, и начали выбираться из стены. Спас ее один человек по прозвищу Садист. Он начал над ней что-то шаманить, успокаивать, брать за руку, шептать что-то на ухо. Она немного успокоилась. Садист предупредил всех, что у девчонки будет еще три приступа. И как сказал парень - так и произошло. Вскоре девченка успокоилась.
Театр современный.
Вот уже много лет территория «Зеленого театра» привлекает не только диггеров, романтиков и искателей острых ощущений. Это поистине живописное место стало пристанищем для многих поколений тусовщиков и клабберов. Не сильно вдаваясь в изучение истории города, они проводят ночи напролет в ночных клубах, которые открывают на это месте предприимчивые бизнесмены.
Последним из таких заведений стал современный танцевальный ночной клуб Byblos, расположенный в этой исторической части города, в самом сердце Киева. Аналога летней крытой площадки в уникальной исторической парковой зоне в центре Киева с видом на Днепр в Украине нет. Белый цвет интерьера и накрытие, окружающая природа создают праздничную атмосферу и несут с собой заряд положительной энергии.
Так ли это – покажет будущее, ведь прошлое говорит о том, что белый цвет и положительная энергия никогда не были среди слов, характеризующих «зеленый театр».