Pioneer Club
Pioneer Club
Вторник, 25.07.2017, 00:43 | RSS
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
 
 

Гость | | | 54.158.25.146 | 

Навигация

Altitel

Мнение
Самое грандиозное "наследие" СССР
Всего ответов: 1005

Случайное фото

Главная » Статьи » Чтиво » История РВСН

О главном ядерном управлении.
12-е Главное управление Министерства обороны (ГУМО) было основано в соответствии с приказом Mинистра обороны Российской Федерации от 2 сентября 1993 г. № 68 «Об установлении даты образования 12го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации». Однако история 12го ГУМО начинается с 4 сентября 1947 г. – с даты образования Специального отдела Генерального штаба – первого структурного подразделения в вооруженных силах, созданного в целях реализации советского атомного проекта, поэтому 2007 г. стал юбилейной 60й годовщиной управления. К работам по созданию атомной бомбы были привлечены два ведомства – военное и атомной промышленности. Задачей Специального отдела Генерального штаба были подготовка и проведение испытаний атомной бомбы. Основным итогом его деятельности явилось создание в короткие сроки Семипалатинского ядерного полигона, на ко тором 29 августа 1949 г. было осуществлено первое ядерное испытание в СССР, поло жившее конец ядерной монополии США.
 
ЯДЕРНЫЙ ЩИТ

Реализация советского атомного проекта осуществлялась в условиях реальной опасности перерастания холодной войны в третью мировую. Для организации обороны страны от атомного нападения по личному распоряжению И.В. Сталина в 1949–1950 гг. в военном ведомстве была создана целая система, включавшая в себя специальные отделы видов вооруженных сил и родов войск, специальные факультеты и кафедры при военных академиях, Центральный научно-исследовательский институт Военного министерства. Преемником Специального отдела Генерального штаба стало 6е управление Министерства обороны, на которое была возложена координация научно-исследовательских работ, проводимых военными институтами и академиями, а также разработка специальных требований по боевому использованию войск в условиях применения атомного оружия. Кроме того, 6е управление осуществляло организацию и проведение испытаний ядерных зарядов, контроль деятельности специальных отделов в видах вооруженных сил.

В дальнейшем по мере реализации советской военной атомной программы функции 6го управления Министерства обороны СССР усложнялись и расширялись. В сентябре 1953 г. руководством страны было принято решение об организации подготовки вооруженных сил к действиям в условиях применения ядерного оружия. На 6е управление Министерства обороны СССР совместно со специальными отделами видов вооруженных сил были возложены непосредственная разработка оперативно-тактических и технических вопросов применения ядерного оружия, организация и контроль под готовки вооруженных сил к отражению ядерной агрессии.

Одним из наиболее значимых событий, определивших повышение обороноспособности государства и боевой мощи вооруженных сил, явилось первое в СССР крупномасштабное опытно-показательное учение с применением атомной бомбы, проведенное на Тоцком учебно-артиллерийском полигоне Южно-Уральского военного округа 14 сентября 1954 г. Специально-техническое обеспечение этого учения было осуществлено 6м управлением Министерства обороны СССР совместно с Минсредмашем.

Первоначально ядерные боеприпасы разрабатывались атомной промышленностью по заданиям Минсредмаша. Лишь с марта 1956 г. разработка новых образцов ядерных боеприпасов начала проводиться по тактико-техническим требованиям, согласованным Минобороны и Минсредмаша СССР. В этой связи роль 6го управления Министерства обороны СССР как связующего звена между атомной промышленностью и военным ведомством значительно возросла.

С ноября 1957 г. функция по заказам ядерного оружия была полностью передана из Минсредмаша в Министерство обороны. 6е управление Министерства обороны СССР совместно с видами вооруженных сил и Генеральным штабом разрабатывало предложения по производству различных образцов ядерного оружия, участвовало в подготовке и согласовании тактико-технических требований к ядерным боеприпасам, размещало заказы на их изготовление. Тактико-технические требования к разрабатываемым ядерным зарядам утверждались Министерством обороны СССР.
Специальный отдел Генерального штаба, а затем и 6е управление Министерства обороны СССР возглавлял генерал В.А. Болятко – первый организатор освоения ядерного оружия Вооруженными силами, сыгравший большую роль в совершенствовании практики ядерных испытаний и качественных характеристик ядерного оружия, развитии инфраструктуры эксплуатации ядерных боеприпасов, организации ядерного обеспечения Вооруженных сил.

Успешное испытание в сентябре-октябре 1951 г. на Семипалатинском полигоне первых отечественных авиационных ядерных бомб РДС2 и РДС3 и начало серийного производства ядерного оружия обусловили необходимость создания инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов. Выполнение этой задачи было возложено на 1е Главное управление при Совете Министров СССР.

Помимо обеспечения высокого качества серийно изготовляемых ядерных боеприпасов, организации их надежного и безопасного хранения и эксплуатации, требовалась подготовка соответствующих специалистов и налаживание системы обеспечения ядерными боеприпасами воинских частей боевого применения ядерного оружия. Для решения комплекса перечисленных проблем в 1951 г. в 1м Главном управлении при Совете Министров СССР были созданы специальные подразделения, которые осуществляли приемку деталей, узлов, механизмов и материалов для ядерных боеприпасов, организацию строительства специальных объектов для хранения ядерного оружия, а также были созданы специальные представительства при конструкторских организациях и на предприятиях-разработчиках, сформированы учебные центры.

В 1953 г. произошла существенная реорганизация органов управления атомной программой СССР. 1е Главное управление при Совете Министров СССР и Специальный комитет были упразднены. Вместо них был создан Минсредмаш. В июле 1953 г. в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Главное управление приборостроения, на которое было возложено руководство серийным производством ядерных боеприпасов. В это управление также вошли созданные в 1951 г. структурные подразделения атомной промышленности, занимавшиеся вопросами приемки, учета, хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов.

ПО ПУТИ УСЛОЖНЕНИЯ

Дальнейшее увеличение количества и номенклатуры ядерных боеприпасов, строительство и ввод в строй центральных и войсковых баз хранения, организация проверки ядерного оружия с целью обеспечения его постоянной готовности к применению, организация и контроль транспортных перевозок ядерных боеприпасов – решение этих и других актуальных задач потребовало обеспечения единства и большей согласованности в действиях отдельных структурных подразделений, что обусловило создание 14 марта 1955 г. единого органа управления – Главного управления комплектации. Возглавил Главное управление генерал-майор инженерно-технической службы Н.П. Егоров, внесший большой вклад в создание и развитие инфраструктуры эксплуатации ядерных боеприпасов и обеспечения ими видов Вооруженных сил, совершенствование боевых и эксплуатационных характеристик ядерных боеприпасов, обеспечение надежности и безопасности ядерного оружия.

В структуру Главного управления комплектации входили: центральные базы хранения ядерного оружия, специальные военные приемки на заводах, разрабатывающих и изготавливающих ядерные боеприпасы, учебные центры подготовки специалистов. И.В. Сталин требовал от руководителей атомного проекта и Вооруженных сил ускорения работ, связанных с созданием и освоением ядерного оружия.

В августе 1951 г., в то время, когда на Семипалатинском полигоне завершалась подготовка к испытаниям первой серийной атомной бомбы РДС3 бомбометанием с самолета-носителя Ту4, Совет Министров СССР принял решение о подготовке военно-воздушных сил к применению атомных бомб. В этой связи на военное министерство была возложена задача формирования первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолетов-носителей Ту4. Спустя два года в соответствии с решением Правительства СССР от 19 сентября 1953 г. эта авиационная часть была переформирована в авиационную дивизию, укомплектованную более современными самолетами Ту16.
Одновременно с формированием и подготовкой авиационного полка при четырех аэродромах дальней авиации началось строительство первых войсковых баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб. Эти базы располагались в Крыму, в Западной Украине, Белоруссии и в Северо-Западном регионе России. В том же году было развернуто строительство центральных баз хранения, где предполагалось размещение основного запаса ядерных боеприпасов.

В 1954 г. началось серийное производство атомных бомб РДС3 и РДС4, а в феврале 1955 г. была осуществлена их первая закладка в хранилища войсковых баз (всего 16 бомб – по 4 в каждом).
До завершения создания войсковых и центральных баз хранения ядерного оружия про изведенные ядерные боеприпасы находились в хранилищах КБ11 в Арзамасе16. Хранение атомных бомб и их обслуживание осуществляли специальные подразделения – сборочные бригады, созданные из прикомандированных военнослужащих. Первые две такие сборочные бригады № 1 и № 2 были созданы в КБ11 в 1953 г. Возглавили их полковники Г.Г. Нырков и В.И. Капустин. В особый период эти сборочные бригады должны были осуществить подготовку к боевому применению хранившихся в КБ 11 атомных бомб и доставить их в части дальней авиации.

В этот период ядерное оружие находилось в ведении различных ведомств: носители – самолеты Ту4, Ту16 – в Минобороны, а атомные бомбы – на хранении в Минсредмаше. Атомная промышленность отвечала за разработку, производство, хранение и свое временную подготовку ядерных боеприпасов к использованию по предназначению, а военное ведомство – за боевое применение атомных бомб. Такой порядок носил временный характер и был вызван рядом объективных обстоятельств: отсутствием в военном ведомстве опыта хранения и эксплуатации нового оружия, подготовленных инженерно-технических кадров, необходимой оснастки, технологического оборудования, отработанной эксплуатационно-технической документации.
Во второй половине 1950-х гг. с развитием инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов весь ядерный боезапас, сборочные бригады, базы хранения ядерных боеприпасов и учебные центры были переданы в военное ведомство. В этой связи Главное управление комплектации было переформировано в Главное управление специального Вооружения Министерства обороны. Несколько позже в соответствии с директивой Генерального штаба от 29 апреля 1958 г. это управление было переименовано в 12-е Главное управление Министерства обороны СССР.
Логическим завершением процесса централизации руководства военной ядерно-технической политикой в Министерстве обороны явилось включение в состав 12го ГУМО 6го управления Министерства обороны СССР. Вновь созданная 14 февраля 1959 г. организационная структура стала нести полную ответственность за реализацию ядерно-технической политики в Вооруженных силах СССР. Начальником 12го ГУМО приказом министра обороны СССР от 12 марта 1959 г. был назначен генерал-лейтенант В.А. Болятко, а его первым заместителем – генерал-майор инженерно-технической службы Н.П. Егоров.

В состав 12го ГУМО вошли Семипалатинский полигон, различные научно-исследовательские учреждения, Служба специального контроля за ядерными взрывами, центральные базы хранения ядерных боеприпасов и другие слагаемые инфраструктуры эксплуатации ядерных боеприпасов.

ЯДЕРНЫЙ МЕЧ

Существенное влияние на развитие 12го ГУМО и расширение круга решаемых им задач оказал факт создания нового вида Вооруженных сил – ракетных войск стратегического назначения (РВСН), ядерное обеспечение которых было возложено на Главное управление.

На этапе наращивания ядерного потенциала СССР и масштабной гонки ядерных Вооружений значительно расширилась инфраструктура хранения и эксплуатации ядерного оружия, существенно повысилась производительность объектов Главного управления по переводу ядерных боеприпасов в максимальную готовность к боевому применению.
В 1960е гг. были существенно улучшены эксплуатационные характеристики ядерных боеприпасов. Так, их вес был снижен в 2–3 раза, габариты уменьшены в 1,5–2 раза при одновременном повышении мощности примерно в 2 раза. Параллельно развивались технические средства эксплуатации.

Реальная готовность 12го ГУМО к практическому осуществлению задач ядерного обеспечения была успешно подтверждена в стратегической операции «Анадырь» по доставке ядерного оружия на Кубу. Ядерные боеприпасы находились на острове Свободы 59 суток – с 4 октября по 1 декабря 1962 г. Развернутая в реальных условиях система ядерного обеспечения показала свою управляемость, эффективность, способность поддерживать боеготовность, гарантировать высокий уровень безопасности.

Как вспоминал генерал-лейтенант в отставке Н.К. Белобородов, который в дни Карибского кризиса возглавлял военных ядерщиков Главного управления на Кубе, в ходе ядерного обеспечения операции «Анадырь» десятки единиц ядерных боеприпасов шести типов, находившихся в 1962 г. на Вооружении РВСН, сухопутных войск, ВВС и ВМФ, прошли все этапы обслуживания. Весь боезапас трижды подвергался глубоким проверкам, результаты которых подтвердили отсутствие недостатков и стабильность параметров. Созданные и обученные в мирных условиях ядерно-технические части Советской Армии прошли в операции «Анадырь» проверку действием и показали сплоченность, организованность, дисциплинированность, первоклассную профессиональную подготовку.

В начале 1960х гг. была осуществлена реорганизация Центрального научно-исследовательского института Минобороны СССР и его Морского филиала. Если в 1950е гг. деятельность научных учреждений Главного управления в основном была посвящена изучению боевых свойств ядерного оружия и выработке рекомендаций по защите от него, то с начала 1960х гг. приоритетными становятся вопросы Вооруженческой тематики, совершенствования системы эксплуатации ядерных боеприпасов, разработки методик и аппаратуры обеспечения измерений при подземных ядерных взрывах.

Реалии холодной войны выдвинули на первый план вопросы определения направлений совершенствования ядерного оружия и разработки требований по созданию качественно новых образцов ядерных боеприпасов, обладающих высокой степенью эффективности, боеготовности, безопасности.
Решение этих задач потребовало проведения большого количества ядерных испытаний. После моратория 1958–1961 гг. в СССР была достигнута наивысшая интенсивность периода атмосферных ядерных испытаний. Так, в 1961–1962 гг. было проведено 138 испытаний.

В ходе них на Семипалатинском и Новоземельском полигонах были отработаны не толь коновые физические схемы ядерных боеприпасов, но все виды Вооруженных сил получили возможность практического освоения ядерного оружия. Именно в 1961–1962 гг. была заложена основа достигнутого в 1980е гг. ядерного паритета с США.

В августе 1963 г. СССР, США и Великобритания заключили договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космосе. К моменту вступления в действие этого договора США провели 116 подземных ядерных испытаний, а СССР – всего лишь два. Таким образом, США имели более богатый опыт проведения подземных ядерных испытаний и были существенно лучше подготовлены к отработке ядерного оружия в условиях запрета на проведение ядерных испытаний в трех средах.

Обеспечение проведения подземных ядерных испытаний на Семипалатинском и Новоземельском полигонах потребовало решения многих новых сложных проблем. Необходимо было подготовить рекомендации по устройству забивок и герметизирующих элементов при взрывах, разработать методики и аппаратуру для получения достоверных экспериментальных данных о параметрах и характеристиках испытываемых ядерных зарядов. Кроме того, новый, еще мало изученный вид испытаний потребовал тщательной проработки вопросов обеспечения безопасности участников испытаний и населения окружающих районов от воздействия сейсмических волн и радиоактивных веществ, вероятность прорыва которых из полости взрыва полностью не исключалась.
Большинство подземных ядерных испытаний (более двух третей их общего количества) осуществлялось на Семипалатинском ядерном полигоне. Все мощные подземные ядерные испытания СССР проводились на Новой Земле.

Значительным научно-техническим достижением периода подземных ядерных испытаний 1960 – начала 1970х гг. явилось создание технологии групповых ядерных взрывов, которая позволила не только сократить стоимость и время подготовки ядерных испытаний, но и уменьшить отставание от США по числу испытанных ядерных зарядов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1974 г. Семипалатинский и Новоземельский полигоны были награждены высшей правительственной наградой – Орденом Ленина.
Основные усилия в совершенствовании Службы специального контроля за ядерными взрывами в этот период были направлены на техническое переоснащение лабораторий, внедрение в практику контроля сейсмического метода обнаружения ядерных взрывов, дальнейшее расширение сети контроля, улучшение процесса сбора и обработки данных в научном вычислительно-обрабатывающем центре Службы. С 1966 г. Служба стала осуществлять постоянный круглосуточный контроль испытаний ядерного оружия за рубежом. 1970е гг. были периодом самых интенсивных работ в СССР по созданию арсеналов всех видов Вооружений. Именно в это время СССР добился примерного равновесия с США и в объеме своего стратегического потенциала.
Безопасность сверхдержав в ядерном противостоянии стала определяться устойчивостью ядерных сил по отношению к возможностям средств первого удара и обеспечением гарантированного ответного удара. Исходя из этого, необходимо было, с одной стороны, в любых условиях быть готовыми к доставке в войска в установленные сроки ядерных боеприпасов, а с другой – обеспечить их сохранность.

Практическое решение этих задач связано с именем Героя Социалистического Труда маршала артиллерии Е.В. Бойчука, назначенного начальником 12го ГУМО СССР в феврале 1974 г.
Маршал Е.В. Бойчук – инициатор реорганизации ядерного обеспечения Вооруженных сил, приведшей, с одной стороны, к значительному увеличению объема, масштабов и сложности решаемых задач, а с другой – к повышению роли, места и готовности объектов Главного управления к действиям по прямому предназначению. По сути, был создан новый род войск, основной задачей которого была доставка и выдача ядерных боеприпасов войскам и силам флота в любых условиях складывающейся обстановки.

Изменившаяся практика ядерного обеспечения предъявила новые требования к эксплуатации ядерных боеприпасов, деятельности органов военного управления, содержанию боевой подготовки, обусловила уточнение тематики военно-научных исследований, существенные организационные преобразования.

Огромный объем экспериментальных работ и расчетно-теоретических исследований, выполненный научно-исследовательскими учреждениями и полигонами Главного управления, способствовал созданию современных высокоэффективных комплексов Вооружений для всех видов Вооруженных сил и родов войск, принятию организационных, технических мер, значительно повысивших стойкость Вооружения к поражающим факторам ядерного взрыва.

В разработке новых образцов ядерного оружия, обеспечении его надежности и живу чести по-прежнему была велика роль ядерных испытаний.

НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ

В 1970–1980х гг. на Семипалатинском и Новоземельском полигонах, помимо ядерных испытаний, проводились физические опыты по оценке радиационной стойкости как самих ядерных зарядов, так и различных новых образцов Вооружения и военной техники; осуществлялись крупномасштабные эксперименты по оценке защищенности ракетных комплексов, различных командных пунктов и специальных фортификационных сооружений к механическому действию наземного ядерного взрыва.

Реалии второй половины 1980х гг., ознаменовавшие начало разрушения советской государственности, поставили перед военными атомщиками новые задачи. Чернобыльская трагедия заставила пересмотреть привычные стереотипы, в первую очередь, в вопросах ядерной безопасности. В связи с необходимостью ужесточения контроля соблюдения ее требований в Минобороны СССР создается новая организационная структура – Инспекция ядерной безопасности ядерных боеприпасов. В контексте уроков Чернобыля следует рассматривать и создание профессиональной аварийно спасательной службы Главного управления.

8 ноября 1985 г. начальником 12го ГУМО СССР был назначен генерал-полковник В.И. Герасимов. Он возглавлял Главное управление в сложный период перехода от пика ядерного противостояния СССР и США к процессу ограничения и сокращения ядерного оружия. В.И. Герасимов был одним из организаторов вывода ядерных боеприпасов из стран социалистического содружества на территорию СССР, а в преддверии разрушения советской государственности – перемещения ядерных боеприпасов с Кавказа и среднеазиатских республик в места их более безопасного хранения на территории Российской Федерации.

В.И. Герасимов уделял много внимания дальнейшему совершенствованию ядерного оружия, повышению уровня взрывобезопасности ядерных боеприпасов на всех этапах их жизненного цикла, заложил организационные основы функционирования аварийно спасательной службы Главного управления, а также централизованного и систематического контроля обеспечения ядерной безопасности.

На крутом повороте отечественной истории, связанном с распадом СССР и изменением социально-экономического и политического устройства Отечества, Российская Федерация стала единственным и полноправным преемником СССР как ядерной державы. Безъядерный статус республик бывшего СССР предполагал демонтаж ядерного оружия в Белоруссии, Казахстане, на Украине, транспортировку ядерных боеприпасов из этих государств в Россию. Выполнение этой задачи осложнялось тяжелейшим экономическим кризисом, ухудшившейся социальной и криминальной обстановкой. Однако высокая ответственность, компетентность, профессионализм военнослужащих 12го ГУМО позволили им в непростой ситуации обеспечить безопасность ядерного оружия, свое временно и качественно выполнить поставленные задачи.

В 1992–1997 гг. Главное управление возглавлял генерал-полковник Е.П. Маслин. Под его руководством были решены сложные проблемы, связанные с сохранением ядерного потенциала после распада СССР, обеспечением безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов и недопущением разрушения инфраструктуры их хранения в условиях системного кризиса в России. Завершено перемещение ядерных боеприпасов из бывших союзных республик в Российскую Федерацию. Особенно большая работа была проделана по решению сложных проблем вывода тактического и стратегического ядерного оружия с территории Украины.

Е.П. Маслин внес большой личный вклад в налаживание международного сотрудничества России с Соединенными Штатами и другими странами Запада по программе совместного уменьшения ядерной угрозы, интеграции национальной системы контроля за ядерными взрывами в Международную систему мониторинга. С сентября 1997 г. по декабрь 2005 г. начальником Главного управления был генерал полковник И.Н. Валынкин.

Основные усилия И.Н. Валынкина были направлены на оптимизацию ядерного обеспечения Вооруженных сил, содержание ядерного боезапаса государства на уровне гарантированной безопасности и высокой готовности к использованию по предназначению, оснащение ядерно-опасных объектов современными охранными системами, сохранение Главного управления как целостной организационной структуры центрального подчинения.

Благодаря целенаправленной деятельности И.Н. Валынкина наполнилось новым содержанием международное сотрудничество Главного управления в вопросах обеспечения ядерной безопасности и совместного противостояния в этой сфере международному терроризму.

Ситуация 1990х гг., логика оптимальной организации деятельности потребовали реорганизации системы ядерного обеспечения Вооруженных сил. Осуществленные в 1997 г. организационные мероприятия позволили успешно решить эту задачу. Концентрация ядерного боезапаса в Главном управлении открыла новые возможности в проведении единой технической политики эксплуатации ядерных боеприпасов, обеспечении ядер ной безопасности, совершенствовании профессионального мастерства военных ядерщиков. Ядерные боеприпасы содержатся в защищенных хранилищах соединений и частей ядерного обеспечения в готовности к передаче в воинские части боевого применения ядерного оружия.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

На современном этапе развития приоритетными задачами Главного управления, помимо собственно ядерного обеспечения, являются обеспечение безопасной эксплуатации и сохранности ядерных боеприпасов, организация противодействия ядерному терроризму.

Более широкий круг решаемых 12м ГУМО задач, направленных на обеспечение национальной безопасности России, возрастание их роли и значимости в современных условиях повысили статус Главного управления как внутри Министерства обороны России, так и в масштабах государства. Подтверждением этого факта является то, что профессиональный праздник специалистов ядерного обеспечения, который ежегодно отмечается 4 сентября, установлен указом президента Российской Федерации в 2006 г.

На совещании президента Российской Федерации с руководителями ядерного оружейного комплекса, состоявшемся в мае 2006 г. в Ново-Огарево, было еще раз подтверждено, что обладание ядерным оружием, сохранение Россией статуса ядерной державы является одним из высших национальных приоритетов нашего государства. На совещании так же были определены перспективы развития ядерного оружейного комплекса России, которые нашли свое отражение в федеральной целевой программе «Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 гг. и на период до 2015 г.».

В состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации входят предприятия и организации Росатома, а также воинские части ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно осуществляющие эксплуатацию ядерного арсенала. Несмотря на то что эти организации представляют разные федеральные органы исполнительной власти, они тесно связаны друг с другой общей историей, общими целями и задачами, которые решались двумя ведомствами в интересах создания ядерного оружия России.

Важнейшую роль в решении этих задач играло и играет 12-е ГУМО, которое утверждено уполномоченным органом Министерства обороны России по вопросам поддержания, развития и эксплуатации ядерного боезапаса Вооруженных сил России, обеспечения его ядерной безопасности, физической защиты и антитеррористической устойчивости, а также контроля за проведением ядерных испытаний за рубежом. Оно, по существу, является связующим и координирующим звеном между Росатомом и Вооруженными силами, обеспечивает эксплуатацию всего ядерного боезапаса, изготавливаемого на предприятиях Росатома.

Сегодня развитие ядерного оружейного комплекса России осуществляется в рамках Государственной программы Вооружения, федеральных целевых программ (ФЦП), в первую очередь, ФЦП «Развитие ядерного оружейного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 гг. и на период до 2015 г.». Реализация мероприятий, предусмотренных этими документами, обеспечит сохранение ключевых базовых ядерных технологий, кадрового и научно-технического потенциала организаций Росатома и 12го ГУМО, обеспечит дальнейшее развитие и укрепление ядерного щита нашего Отечества.
 
Полезная информация:
 
Карта-схема размещения объектов РВСН и 12-го управления на территории России (по данным Национального совета по оборонным ресурсам США).
 
 
Категория: История РВСН | Добавил: Happy_Pioneer (05.03.2009) | Автор: Владимир Верховцев
Просмотров: 4205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Убедительная просьба направить нам точный почтовый адрес 12 ГО МО РФ

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Узнайте Украину
Travel to Ukraine

Facebook
Pioneer Club

Продвигайте также свою страницу

Погода

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Pioneer Club 2009-2017 Используются технологии uCoz